Автостоп в Джавахети. А девушку на дороге обидеть легко

Автостоп - школа жизни! Во-первых, это свобода. Во-вторых, экономия времени и денег. В-третьих, масса впечатлений и знакомств, которые тебе не светят, если передвигаться рейсовым транспортом. С ним в Ахалкалаки заковыка - только две маршрутки в день в нужном направлении. К тому же очень хотелось походить по цветущим лугам. И мы пошли. Спросили только: в Ниноцминда - это туда? Туда-туда, - ответил суровый маршрутчик. И мы пошли. Суровый маршрутчик с десятком пассажиров догнал: залезайте, сколько могу, сколько смогу - довезу, - вообще-то мне в другую сторону. И вывез нас за околицу. А сам поехал в неведомое греческое селение с прекрасным названием - Хоспио.

В степи ни души, только иногда проедет машина по трассе. Нагулялись, наснимались, наболтались и насмеялись! Пора уже немного проехать, километров 10 до Ниноцминды. Тормозим легко и быстро аккуратную машинку с интеллигентным банкиром Мишей. Знакомимся, ясное дело. Человек нам всю дорогу рассказывает о местных делах и поощряет: спрашивайте, мол, пока я тут. Поблагодарили, расспростились, хороший Миша. Погуляли по Ниноцминда. Кто не знает, городок раньше назывался Богдановкой.

Вышли за город, пошли дальше. Хотим ехать в сторону Цалки, к озерам Сагамо и Паравани. Это где-то на полпути. Голосуем, лапки подняли, как тушканчики. Тормознули сразу две машины. Какие отзывчивые водители у нас! Я так и знала. Поехали на одной. Водителя зовут Аршак - можно, говорит, если что, звать и Артемом. Едем! Аршак-Артем направляется как раз в село Сагамо. Какая удача, все прекрасно. Вот у этой речки давайте я вам тормозну, говорит. Очень мило, душевно благодарим. Премного благодарны.

Ах, какое прелестное место! Так бы сели мы тут с Ириной-то Васильевной, медитировали б, йогой занимались... Эх, ходили б по этим травам, прыгали б через эти камни, что твои лани... Но надо ехать, ибо это всего лишь добрая воля водителя, нельзя злоупотреблять. А Аршак все добрее - вот я вас к озеру Сагамо свезу. К Сагамо?! Озеру?! Ой, спасибо тебе, добрый мальчик! Ибо выяснилось, что он аккурат ровесник моей дочери.

И вот мы на Сагамо, радостно гуляем. Встречаем отдыхающих людей, общаемся с педагогами местной средней школы, они тут на пикнике. Приглашают нас отведать то, что готовится у них на костре (ммм, сейчас понимаю, что, наверное, это была форель на шампуре?), - но нам некогда. Вынуждены попрощаться.

Едем дальше. Через какое-то время видим прелестную гостиничку на берегу озера, вот тут:

Выскакиваю на минутку, чтоб узнать насчет ночлега. А когда возвращаюсь, Ирина-то Васильевна говорит: давай дальше опять пешком пойдем, что-то мне надоело ехать. Мы покидаем гостеприимного Аршака-Артема, я сильно благодарю его и благословляю до пятого колена, а Ирина моя смотрит угрюмо и что-то ни капельки не благодарит, даже невежливо как-то. Оказывается, в мое отсутствие он успел немало: попытался возложить руку на колено и сделал нескромные предложения. Васильевна в бешенстве, а мне стыдно. За державу обидно. Эх, Аршак, что ж ты такой ишак? Уходим в степь. Мрачнее Ирины только туча на горизонте, которую я описала в предыдущей главе. Но нас подвезли два хороших парня, и моя страна чуть реабилитирована в глазах украинской подданной.

Мы повеселели, перекусили, и к нам вернулся природный девичий оптимизм. Не переживай, говорю, Ирина ты моя Васильевна, у того Аршака просто настройки неправильные. Наверное, трудное детство. А так-то мужчины наши кавказские нормальные пацаны, и немало середь них истинных джентльменов. Поехали в монастырь с рыбками? Ирина, конечно, еще больше развеселилась и загорелась: а поехали! Но маршруток туда нет, автобусов никогда и не было. Спросили такси: дорого. Снова пошли пешком, на разведку. Идем - хорошо нам, опять весело. Догоняет давешнее такси, у которого справлялись, - но с пассажиром. Зовет - отказываемся. Да я туда еду, говорит, просто подвезу вас. Ну ладно, садимся. Водитель такой весьма взрослый и сильно поживший, на вид даже постарше меня. Но весьма игривый. Представился Джабой. Во избежание недоразумений строго перехожу на грузинский и сообщаю, что вот я, пожилая дама из Тбилиси, выгуливаю свою подругу-иностранку и очень желаю показать ей Грузию с наилучшей стороны. Намекаю: мол, ты ж как-то невзначай не навреди моим светлым планам. Водитель немного балдеет, не ожидал услышать родную речь, - но продолжает шутить и называть нас "девочками". И шутки его, знаете ли, несколько однообразны: как они сейчас нас похитят и повезут в лес. Очень смешно. Мы пару раз улыбнулись, я опять перешла на его родной грузинский: уважаемый,  - стараюсь втолковать, - давай закроем тему, которая может встревожить мою подругу. Тут же сообщаю, что в наших телефонах есть регистратор и еще такая маааленькая кнопочка, по которой можно вызвать патруль. Чуть-чуть притих наш водитель, позудел: "вот только встретишь девочек своей мечты..." Я объявила свой возраст. Ой, да ладно, говорит, вы все врете, дефачки. Дальше едем, водитель не унимается, его пассажир молчит, Ирина поглядывает на меня. В разборе инцидента с Аршаком я ей не рекомендовала сильно улыбаться. Ну она и не улыбается. А Джаба зудит и зудит, как муха осенняя.

И вдруг меня до смерти достала эта глупая болтовня. Досадно мне стало. Перед Иркой стыдно! В третий раз перехожу на грузинский. Во мне, наконец, включается возрастная авлабарская матрона - и одновременно срабатывает небольшая баллистическая ракета - сдетонировало твое словоблудие, Джаба, получи. Я иногда впадаю в гнев.

- Да что ж это такое!!! - говорю ласково. - Да где это видано, старый ты бесстыдный и глупый человек! Да смотрел ли ты в зеркало? А в свой паспорт? Да есть ли у тебя глаза? Видишь ли ты женщин, с которыми разговариваешь?! Да как ты смеешь соваться к нам со своими глупостями? Да как ты смеешь позорить нашу страну?! Останови, сын ишака, не хотим мы больше ехать в твоей поганой машине!!!

Ладно-ладно, говорит, мы уже приехали. А сам струхнул. Не кипи, мол. Мы вас тут подождем, назад нам все равно порожняком ехать. Я от души хряпаю дверцей и рычу: не надо нас ждать! Лучше год идти пешком, чем ехать с тобой.

Мы прибыли, куда стремились, - в монастырь села Берта. Немножко покипели, но быстро забыли досадный эпизод. (К тому же - объективно этот Джаба обеспечил нас услугой, доставил куда надо. Хоть и задорого, ценой гнева). А монастырь - шестого века, удивительный своими форелями, которые живут здесь полтора тысячелетия... про них я расскажу отдельно.

Между тем, вечерело. День клонился к закату. До Цалки километров 25. До трассы, где можно поймать машину, километров 10. Скоро здесь не останется ни души, и черная-черная ночь поглотит нас. Допрыгались... Но все обошлось! Нас легко и приветливо забирает с собой большой автобус тбилисских медиков, которые были тут на экскурсии. В автобусе ровно ДВА свободных места. Ах, как я благодарна! Бог снова смотрит на нас и улыбается.

...Благополучно достигли Цалки. Как вы полагаете, кого мы встретили, ступив на ее землю? От стоянки такси к нам покаянно шел Джаба. Мы ощетинились. Я, говорит, хочу извиниться. Обратился ко мне, но по-русски - вероятно, чтоб Ирина тоже поняла. "Ты меня прости! Я вел себя, как безмозглый мальчишка". Я от души разделила этот вывод, но милостиво приняла извинения, и мы даже пожали друг другу руки.

Гала Петри: текст, фото (C) Friend in Georgia

Продолжение следует! А тут - главы первая, вторая и третья