Святой Георгий и Зина

Это село находится километрах в 2-3 от Цалки. Мы пошли туда пешком - по широким лугам, усыпанным ромашками. Основная часть пути шла по краю глубокого каньона, на дне которого шумела речка. Рядом тянулось пустынное утреннее шоссе. Показываю эти умироворяющие картинки

И почти на всем пути, отовсюду нам видна была эта церковка. Она была смысловой точкой пейзажа, его кульминацией. Манила! Я шла и думала о человеке, который шел тут тысячу лет назад, - по этой самой, может быть, тропе, по этим травам и таким же ромашкам. И как его, может быть, на этом месте - озарило: вот горка какая, отовсюду видна! Лучше места не найти.

Село Дашбаши - совершенно прелестно! Обильно поросшее мягкими полевыми травами, утопающее в садах, вольно разбросанное на зеленых холмах. И весьма древнее - найдены доказательства, что уже в 5 веке тут жили люди.

Тихо. Только птицы.

Дорога ведет нас к тому самому храму. Он нас звал - и мы идем. Повинуемся

Пришли. Несмотря на постояный подъем, дорога была легкой, очень легкой. Радостной даже.

Вблизи оказалось, что это совсем небольшая церковь. Моя спутница Ирина прошла дальше, к обрыву. Я замерла у входа: внутри кто-то молился. Шепотом, но было так хорошо слышно! Я не понимала ни слова. Заслушалась. Акустика была выше всех похвал, а голос - как у выдающейся актрисы. Хорошо поставленный, четкий, строгий. Элегантный, я бы сказала. Как у очень красивой, небыкновенной молодой женщины... Я стояла и слушала, пока не смутилась. Решила тихонечко обозначить себя, деликатно вдвинулась. Женщина едва заметно вздрогнула, замолчала и стала буднично собирать сухие цветы - вероятно, от недавней службы. Я еще больше засмущалась и попятилась назад. "Куда же вы? - спросила она по-грузински, - Войдите же, входите!" Так мы познакомились с Зиной.

Больше тут не было никого, кроме нас троих. Она сказала: вас прислал Бог. Я сказала: Он привел нас к вам. Она сказала: зачем-то мы тут должны были встретиться. Я спросила: зачем? Она сказала: не знаю, но я благословляю ваш приход. ...Иногда так странно бывает, знаете ли. Вдруг ни с того ни с сего бросишься к человеку, как будто век скучала по нему.

Зине 82 года. Любо-дорого видеть, как она бегает по этим горам! Говорит: да я и в район хожу, когда надо, по делам или в магазин. Район - это Цалка. Три километра туда, три обратно. Сообщает без хвастовства - факт констатирует. Она родилась в этом селе. И ее родители тоже. А дед с бабкой - те пришлю сюда пешком, бежали от геноцида в Турции. Зина - армянка. Мы давно уже перешли на русский, она его знает так же прекрасно, как и грузинский. У нее два сына - один живет в России, а другой поблизости, в Рустави. У этого второго они с мужем живут зимой - здешний дом слишком старый, не натопишься, а зима суровая. Но с наступлением весны они тут как тут. Соскучились, радуются.

За храмом Зина присматривает по собственной инициативе. Поднимается сюда, когда душа просит. Часто. Ну и немного убирает тут. Разве ей трудно.

Гала Петри: текст, фото, видео (C) Friend in Georgia


еще об этих местах