Шалва Ахалцихский - настоящий мужчина 13 века

Я поднялась в крепость Рабат по горячей, раскаленной июлем лестнице, ведущей на крутой подъем. Вошла в ворота и споткнулась об этот взгляд. Не то икона, не то баннер. Кто это? Никто не мог ответить на мой вопрос. Предположения были весьма широкие: Шота Руставели, Давид Строитель, пара-тройка грузинских царей... Между тем, икона-баннер являлась то там, то сям - в моих одиноких блужданиях по крепости. И наконец на одной из башень этот человек представился: "Святой Шалва Ахалцихский". Поздравляю, мол, с днем моей памяти!

Я вернулась домой и узнала историю его жизни.

Шалва был крут и вельможен! Он был красавец-князь, воин, политик. Его уделом были не только широкие владения, прилегающие к Ахалцихе, но практически вся южная Грузия. Он был министром при дворце блистательной царицы Тамары, она и пожаловала ему княжеский титул. Если говорить нынешним языком, работал в ее команде реформаторов. Причем одним из ключевых лиц. Мне не удалось определить, министром какой отрасли назначила его Тамара, - вероятно, в конце 12 и начале 13 века специализацией не сильно заморачивались. Будь министром всего! - но главное, держись в седле и владей мечом. Это у Шалвы получалось хорошо. И не только на личном уровне - он умел организовать и повести за собой войско. Тамара сделала его клавнокомандующим. Его самые блестящие победы в страшных битвах: Шамкори в 1195 году и Басиани в 1203 году. Тамара умела ценить службу - у Шалвы был огромный авторитет и очень широкое влияние. И мне почему-то кажется, что он был суров, будничен и неспесив. Лицо у него такое.

Через каких-то 7 лет после Басианской победы царицы Тамары не стало. Враг вздохнул с облегчением и активизировал давление. Правила ее дочь - царица Русудан. Она назначила клавнокомандующим другого - Иванэ Мхаргрдзели Атабека. Шалва не встал в позу, не написал заявление об уходе... Продолжал служить. Участились набеги. Ах, да. У Шалвы был брат Иванэ. Я не нашла - старший или младший? Да позволено будет пофантизировать. Мне почему-то видится, что младший князь возмужал как раз к тому моменту, когда тучи сгустилась. Правитель Хорезма Джалал эд-Дин со страшной силой полез на Грузию. Брат Иванэ стал правой рукой Шалвы. Атабек остался в штабе, впереди войска выдвинул Шалву. Страшный бой был принят князьями-братьями в местечке Гарниси. У них было 6-тысячное войско. Шесть тысяч отважных головорезов, которые знали, что идут на верную смерть. Ибо неприятельское войско покрывало собой широкие южные степи от горизонта до горизонта. Историки говорят, что Джалал эд-Дин привел в Гарниси 200 тысяч... Атабек предал и не прислал обещанное подкрепление - зависть давно мучила его. Он предал блестящего князя - а заодно и родину.

Братишка Иванэ был убит в сражении, а Шалва взят в плен. Джалал эд-Дин понимал в мужестве и умел уважать достойного врага. Победитель создал все условия для лечения и ухода за побежденным. Шалва медленно оправлялся от ран - и можно представить, что творилось в его душе. Родина пала, брата больше нет, и сам ты во власти ненавистного врага. А тот, выждав, пока раны узника затянулись, подступил с требованием принять ислам. И тогда, мол, снова будешь министром, хорошо это у тебя получалось при Тамаре, опыт у тебя хороший, рекомендации лучше некуда - служи теперь нам! А иначе - страшная казнь. Шалва знал, что завершающей стадией лечения будет именно это. Он давно уже жил на свете и хорошо понимал его устройство. Отказался твердо и наотрез. Мне почему-то кажется, что с некоторым облегчением даже.

Его подвергли изощренным мучениям - в этом Джалал эд-Дин толк знал. Во время истязания князь крикнул сам себе: «Ра­дуйся, Шалва! Вместе с одеждой и телом ты освобождаешься для вечности». Полумертвого, с переломанными костями, его бросили в темницу. Блестящий князь Шалва скончался 17 июня 1227 года. Я не нашла, сколько ему могло быть лет. Но поняла, почему Рабат увешан его портретами. День его памяти отмечается 17 июня - в один день с памятью 10000 христианских мучеников. Но песню "Шавлего" народ сложил в честь отважного князя Шалвы персонально, в индивидуальном порядке. Послушайте, какая она красивая и мужественная:

После блужданий по крепости я сидела под зонтиком кафе у входа и разглядывала лицо святого-князя. И лица нас всех. Процесс - на слайд-шоу:

Гала Петри © Friend in Georgia


Другие записи