один час в мастерской эмальера

Если вы однажды заглянете в мастерскую эмальера, вы больше никогда не скажете, что грузинская перегородчатая эмаль стоит дорого.

Заниматься эмалью может не каждый художник - для этого дела годятся только самые усидчивые, терпеливые и вдумчивые ювелиры.
На одно изделие может уйти до нескольких дней кропотливой работы - ну, по крайней мере, если считать с момента, когда отливается серебряная форма - то есть, появляется прототип вашего кольца или другого украшения.

О том, как делается грузинская перегородчатая эмаль и как выглядят будни грузинского эмальера мы попросили рассказать мастерицу Тамар Карумидзе.    

Мастерская Тамуны - у нее дома, на старинной улице в центре Тбилиси. Здесь шумно с самого утра - уже в десять, когда я прихожу в залитый тбилисским солнцем двор, из квартирки Тамуны раздается гудение станка и слышатся женские голоса. Тамуна гнет перегородки для пока еще несуществующего кольца, ее помощницы шлифуют уже законченные изделия. Котенок Снуппи гоняется за мухой, потом с восторгом отвлекается на подол хозяйкиной юбки, развеваемый сквозняком.

В открытую дверь то и дело слышны выкрики тбилисских разносчиков:
- Мацони!
- Зелень!
- Аба, базари! Фрукты, картошка! 
Это все очень колоритно и уютно.

Во время работы Тамуна часто что-нибудь напевает, иногда включает музыку. Выглядит всегда веселой и радостной - как будто села за любимое дело только что и ненадолго,
а не работала над своими эмалями ночь напролет.
Летом такое - работа чуть ли не сутками - случается нередко. Сезон - объясняет Тамар.
- Почему, - спрашиваю, - туристы раскупают?
- Да нет, просто по-настоящему актуальны украшения летом: их хочется носить в открытом декольте, на загорелой коже.

Сама Тамуна украшения носит редко - я видела на ней только крестик собственной работы.
Кольца в работе мешают и могут испортиться, объясняет мастер.
Например, во время шлифовки готового изделия - здесь просто необходимо снять с рук все лишнее.

Но  давайте наконец расскажем пошагово, как изготавливают ювелирные изделия в технике грузинской перегородчатой эмали. 

Сначала автор выбирает форму изделия  - покупает у ювелира готовую, или заказывает ему  по индивидуальному дизайну. У каждой заготовки под перегородчатую эмаль есть специальные углубления, эмальеры называют их “бассейнами”. Предназначены они для как раз для заполнения эмалью. Делается это так. На дно бассейна выкладывают перегородки - тончайшие полоски из серебра, из которых эмальер, мастерски сгибая их пинцетом, делает затейливые узоры. Иногда это национальный орнамент, иногда абстракция, иногда - рисунок с сюжетом.

Ой! Технология настолько сложна, что мы успели забыть первые два шага! Прежде чем перейти к перегородкам, нужно аккуратно отшлифовать дно бассейна, а потом выложить его первым слоем эмали. Этот первый слой - прозрачный, на языке профессионалов он называется “фондон”. Перегородки на обожженный фондон крепятся обычно клеем, но для экономии времени некоторые эмальеры аккуратно вставляют их во влажный слой эмали и вместе с ней обжигают в муфельной печи на высокой температуре. Перегородки впаиваются в эмаль, которая при комнатной температуре быстро превращается в тонкий слой стекла.   
Итак, перегородки есть. Теперь мастер заполняет их цветной эмалью. Цвет - это, в общем, самая соль перегородчатой эмали.  Эмальер хорошо чувствует цвет, любит его, смело с ним экспериментирует и не боится неудач.

Тамар не просто не боится неудач, она в них просто не верит. Пробы и ошибки - основной двигатель творческого процесса, - считает она.
- Из случайно ошибки может получиться новая неожиданная техника, - говорит Тамар. И показывает примеры своих некогда “ошибок”. Несведущий, скорее всего, и не поймет, в чем именно разница, а заметит только необычную глубину стеклянной поверхности, или на удивление яркое сверкание серебра из-под нее.
В общем, не надо бояться ошибки, но тем более, не нужно говорить себе, что уже все знаешь.
Эмаль - это сложный творческий процесс, и каждое новое украшение заставляет эмальера сделать какое-нибудь новое открытие. Именно поэтому не существует двух одинаковых изделий, выполненных в этой технике. Все они уникальны.   

Серебряные и золотые украшения с перегородчатой эмалью, которые вы видите на полках магазинов в Грузии - это полностью ручная работа. Даже если у кого-нибудь появится желание автоматизировать процесс, это просто не получится - очень уж тонкая это работа. Судите сами, мы сейчас продолжим знакомство с этой техникой.

Заготовку, покрытую фондоном с припаянными перегородками заполняют цветной эмалью постепенно. Сначала наносят темные тона, потом более светлые. Технике смешивания цветов невозможно научиться теоретически, каждый эмальер находит собственные миксы интуитивно и исключительно на практике. Заполнив углубления эмалью (а мы уже сказали, что она выглядит как цветной песок?), изделие снова помещают в печь. И снова извлекают из нее а потом наносят те же (или чуть-чуть другие) цвета поверх первого слоя цветной эмали. Затем снова печь, а потом, вполне возможно, и третий слой цвета. Когда углубления между перегородками почти заполнены, бассейн снова покрывают фондоном - прямо так, поверх цветного фона.   
После того, как и этот, верхний, слой расплавится в печи, изделие начинают шлифовать. Убирают неровности и шероховатости с серебра, выравнивают остекленевший эмалевый слой. Каждое изделие проходит по крайней мере три цикла шлифовки, а потом его полируют.  Мы сняли небольшое видео о том, как это делается.

А какой из этих шагов - самый сложный? - спрашиваю я Тамуну.

- Для меня они все одинаково любимы, - отвечает она, и я понимаю, что она не преувеличивает, потому что выглядит она как человек, занятый любимым делом. Такие люди вдохновляют, у них хочется спрашивать - как им удалось его найти, свое дело?

Тамар говорит, что все произошло случайно и довольно спонтанно.
- У меня была одна очень активная соседка, однажды я ее спросила про эмаль, просто так, на всякий случай. И оказалось, что она знает, где этому можно учиться.

Тамуна стала учиться и довольно быстро почувствовала, что попала в точку. Тогда она поднакопила денег, заручилась поддержкой родных и купила все необходимое оборудование. То есть муфельную печь для обжига, шлифовальный станок и “бормашину” для обработки серебра. Сначала работала на один из тбилисских брендов, но вскоре поняла, что хочет быть самой себе хозяйкой. И стала свободных художником-эмальером.  

- Первый успех эмальера - это когда тебе начинают платить предоплату, - объясняет Тамуна, - ведь конкуренция в Грузии огромная, большинство ювелиров сдают свои изделия в магазины, а деньги получают только после того, как украшение продастся.
Сейчас украшения Тамар Карумидзе уже узнают - по почерку и по ее любимым цветам. Тамар любит синие, зеленые тона, мастерски смешивает розовые, коричневые и темно-красные композиции. Успела обучить несколько десятков учеников - эмали в Грузии учатся, в основном частно, хотя в последние годы появились профессиональные училища, которые предлагают класс по этому предмету.  

Учиться эмали могут и ненадолго приехавшие в Грузию гости - Тамар Карумидзе будет рада провести для вас мастер-класс, во время которого вы сами сделаете собственное авторское украшение из серебра в технике грузинской перегородчатой эмали. Хотите? Напишите нам!

- Я очень хочу работать и верю, что у меня все получится. У меня всегда так бывает: если по-настоящему захотеть и вложиться душой, все получается, как нужно.

Текст и фотографии: shupaka
Украшения на фото: Тамар Карумидзе
© Friend in Georgia


Сейчас читают